На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

tlt-room

205 подписчиков

Что происходит с тольяттинскими библиотеками?

Сеть библиотек для детей и взрослых начитывает в Тольятти десятки отделений. Библиотеки, по сути, являются общественными пространствами, которым, по замыслу передовых умов, уготована роль «третьего места» — площадки для коммуникации и взаимодействия горожан. TTR разобрался, как обстоят дела у библиотек в нашем городе и выяснил, что они уже вовсю работают в рамках передовой концепции.

В начале нынешнего года Объединение детских библиотек города возглавила Марина Козлова, руководившая до этого Отделом по делам молодежи. TTR поговорил с талантливым управленцем и деятельным организатором о том, что происходит в городской системе детских библиотек, какие есть острые проблемы и первоочередные задачи. Выяснилось, что в детских библиотеках происходит много интересных активностей даже для взрослых. Как получилось, что из Отдела по делам молодежи вы перешли в Объединение детских библиотек?

В апреле 2016 года исполнилось бы 6 лет с момента моего прихода в комитет по делам молодежи и 15 лет работы в молодежной политике в целом. Мне кажется, очень важно вовремя останавливаться и менять свою деятельность. Причем возможно не кардинально, а расширяя ее, либо, наоборот, углубляясь в какие-то узкие темы. Я для себя поняла, что мой вариант на современном этапе – это смена, причем по возможности довольно кардинальная. Поэтому я очень благодарна департаменту культуры за предложение возглавить относительно крупное учреждение отрасли. Тем самым я значительно сменила сферу деятельности и расширила управленческую составляющую. А, учитывая споры на всех уровнях, по вопросу выживут ли библиотеки в современное время, у меня появляется некий управленческий азарт, смогу ли я противостоять объективным и субъективным обстоятельствам.

До того, как вы стали руководить Объединением, вы часто посещали библиотеки?

Я часто посещала библиотеки в школе, причем стала их читателем раньше, чем меня записали в первый класс (а в школу я пошла в 6 лет, тогда это был экспериментальный «нулевой» класс). Потом я прописалась во взрослых библиотеках в период студенчества. Потом я повела сына в ту же детскую библиотеку, куда ходила сама. Поэтому в принципе, с разной интенсивностью, но всегда в моей жизни были библиотеки. Какие проблемы вы видите в сегменте детских библиотек города?

Во-первых, это пополнение и обновление книжного фонда. К сожалению, кризис не пощадил эту статью расходов и она не достаточно обеспечена бюджетом.  Во-вторых, привлечение молодых кадров в профессию. Мне кажется, у молодежи  стереотипное восприятие профессии библиотекаря, и мы своей деятельностью должны эти стереотипы менять. В-третьих, восприятие библиотек в целом.

Когда мои знакомые узнают, где я работаю, в большинстве своем слышу вопрос: «А что туда люди еще ходят?».

Конечно, можно воспринимать это, как проблему моих знакомых. Но, считаю, что звоночек о восприятии библиотек получен.мы своей деятельностью должны эти стереотипы менять, причем то, что в нашем городе есть система именно детских библиотек – огромное благо. Очевидно, что читателя надо воспитывать с самого раннего возраста. Упустим детский возраст – потом к книгам приучить будет сложнее. И здесь я говорю не только о количестве прочитанных книг, а прежде всего об их качестве. Библиотеки прививают правильный вкус, прежде всего. Какие первоочередные задачи вам предстоит решить?

Собственно, те проблемы, которые я озвучила и есть первоочередные задачи. Несмотря на недостаток бюджета – формирование фондов и представление читателям хороших и в том числе новых, современных авторов. Повышение мотивации прихода в отрасль молодых библиотекарей, причем помимо финансовой составляющей (которая несомненно важна, но здесь мы как бюджетной учреждение «выше головы не прыгнем»). Мы можем предложить именно интересную работу, где человек может реализоваться. Ведь библиотекарь сегодня – это не просто специалист, который выдает книги. Это и креативный менеджер, и авторитетный друг, и психолог, который должен быть в курсе интересов детей, дабы победить в конкурентной борьбе с гаджетами и информационным шумом. Библиотека постоянно развивается и предлагает новые формы работы, как с самыми маленькими читателями, так и с подростками. Сейчас библиотека очень изменилась и продолжает меняться в ногу со временем.

Работа с социальными партнерами – очень важная составляющая жизни современных библиотек, поскольку многие проблемы решаются только сообща, поэтому эта задача для нас первоочередная и просто жизненно необходимая. И очень важная часть работы библиотек – это социальное проектирование, которое позволяет привлечь ресурс для новых и интересных проектов на территорию нашего города.

Какая у детских библиотек долгосрочная стратегия развития?

У Объединения детских библиотек есть Стратегия развития «Интерактивная территория творческого чтения (BookArt-резиденция)». Если коротко о ее сути: детская библиотека – это многофункциональное и комфортное библиотечное пространство, интерактивная территория творческого чтения, объединяющая различные виды деятельности, различные виды пространства. Это наша идеальная детская библиотека. Стратегия очень хороша, и мы стараемся двигаться к нашему вполне четко прописанному образу будущего. Она не ограничена сроками, это допустимо для стратегических и долгосрочных документов. Сейчас в наших планах сформировать (как модно сейчас говорить) «дорожную карту» по ее реализации, что поможет более последовательно идти к цели Стратегии. О библиотеках все чаще говорят в значении некого «третьего места», где горожане могли бы собираться, что вы думаете об этой концепции?

Библиотеки просто призваны стать третьим местом для горожан. Я считаю, это как раз отражением нашей стратегии развития. Так, это почти полностью реализовано в детской библиотеке №21. в прошлом году здесь был реализован проект «Коворкинг «Ноль Плюс» для родителей с детьми». Это первый коворкинг такой специфики в библиотеке в нашей стране (есть коворкинги во взрослых библиотеках в классическом понимании). Здесь организовано очень комфортное, эстетически привлекательное пространство, как для работы родителей, так и для времяпрепровождения детей (игровая зона).

Есть случаи, когда папы, привозя своих детей в библиотеку, параллельно назначают и проводят деловые встречи в коворкинге, есть мамы, которые стабильно приходят сюда работать, дожидаются здесь детей из школы, делают уроки и идут домой.

Ежедневно дети приходят сюда со школы, кидают свой портфель и какое-то время просто валяются в мягкой зоне, отдохнув, они делают уроки, пьют чай, а вечером уже собираются домой. Мамочки с самыми маленькими детками также частые посетители библиотеки, поскольку здесь есть красивое и удобное игровое пространство. Мы стараемся проводить большое количество семейных мероприятий по выходным, где есть возможность вместе заняться интересным делом и детям и родителям. Это находит большой отклик у наших читателей. И наша задача распространить этот опыт на остальные филиалы нашей сети.

В детских библиотеках проводятся какие-то активности для родителей? 

Конечно! Мы верим, что часы, проведённые вместе, помогают родителям и детям лучше понять друг друга. Поэтому активно развиваем в детских библиотеках новые формы качественного семейного досуга: развивающие занятия для малышей до 3 лет, совместные занятия детей 5-7 лет и родителей в читательско-исследовательской лаборатории «Маленький исследователь», встречи в семейных клубах «Звёздочка» (программа, посвящённая «жизни замечательных детей») и «Феечка» (программа для девочек-подростков и их родителей, посвящённая темам взаимопонимания, красоты, здоровья, домашнего уюта). «Семейные гостиные» в детских библиотеках. Организация литературных праздников, театрализованных музыкальных представлений, игровых познавательных мероприятий, встречи с интересными людьми, обсуждения книг. «Школа умных родителей» — ежемесячные бесплатные встречи и мастер-классы по вопросам детского развития. «Детский фримаркет» — благотворительной ярмарка, где каждый желающий может принести ставшие уже ненужными детские вещи и взять понравившиеся. «Всероссийская неделя сбережений». Коворкинг «Ноль Плюс» стал одной из площадок крупнейшего ежегодного мероприятия по предоставлению гражданам открытого доступа к возможностям получения знаний по финансовой грамотности. Лекторий «Новая детская книга» — просветительские лекции для родителей и специалистов о литературе, культуре, писателях, проблемах чтения. Фестиваль «Город для мам», приуроченный к Дню матери. «Город для мам» — 6 дней, 17 развлекательных и образовательных мероприятий, 11 спикеров и ведущих, более 400 участников и большой праздник для детей и взрослых. Ключевая идея фестиваля — укрепление семейных ценностей, организация совместного семейного досуга. Оказывается, в ОДБ есть своя мультстудия. Что еще интересного мы не знаем о детских библиотеках? 

Да, в январе 2016 года в детской библиотеке № 21 открылась мультстудия «Маяк». Это еженедельные встречи по средам, во время которых дети изучают процесс и осваивают основные техники создания мультипликационных фильмов и создают мультфильмы по произведениям детских поэтов. В январе сюжетной основой для мультфильма стало стихотворение Александра Введенского «Когда я вырасту большой…», в феврале — история Даниила Хармса про бульдога и таксика. Сейчас ребята работают над стихотворением Агнии Барто «Наш сосед Иван Петрович». Кроме мультстудии в Объединении есть и своя мастерская технического творчества «ЭВМ: Это Вы Можете». Организаторами мастерской стали родители наших читателей — Александр Лавров и Алексей Броваров. Первое занятие мастерской состоялось в декабре прошлого года и уже сейчас ребята 9-12 лет успешно изучают основы программирования.

Во многих детских библиотеках действуют творческие мастерские, где ребята осваивают различные техники (валяние из шерсти, солёное тесто, витраж, батик, декупаж, папье-маше, бумагопластика).

Дети получают знания о традициях народного творчества, знакомятся с произведениями искусства, учатся наблюдать, сравнивать, делать выводы. В Центральной детской библиотеке организована «Школа информационного лидера», где дети и подростки получают навыки работы с наиболее распространёнными компьютерными программами. На следующей странице важные подробности о проектах, которые реализуют детские и взрослые библиотеки в Тольятти. Переходим и узнаем о возможностях, которые библиотеки предоставляют горожанам вместе с привычным чтением. Чтобы стать настоящим «третьим местом» для тольяттинцев библиотекам мало просто давать книги для чтения. Необходимо прививать интерес к чтению, открывать новые интерактивные зоны и пространства в библиотеках, а иногда даже позволять устраивать фотосессии в залах. Разузнали, что интересного предлагают горожанам в Объединении детских библиотек и Библиотеке Автограда.

Объединение детских библиотек

За последние годы детская библиотека в крупном городе потеряла свои позиции среди организаций, занимающихся вопросами детства. Для того чтобы остаться социальной значимой структурой и не исчезнуть с городской культурной карты, необходимо изучение потребностей целевой аудитории детских библиотек и внедрение новых услуг и форм библиотечной работы. Объединение детских библиотек, обладая значительным потенциалом и выступая как агент изменений, особое внимание уделяет проектной деятельности. «Читайте на здоровье!»

Вместе с группой волонтеров из местного филиала Самарского государственного университета Объединение детских библиотек размещает в детских больницах небольшие мобильные библиотеки. Для того чтобы дети и их родители могли читать книги, даже находясь на лечении или реабилитации. В некоторых медицинских учреждениях установить подобные конструкции невозможно. В них Объединение вешает плакаты с QR-кодами, перейдя по которым можно прочесть книги.

  «Дочитаться до звезды»

В прошлом году Объединение решило активно популяризовать детское чтение с помощью необычного проекта. Читатели детских библиотек расспрашивали о книжных пристрастиях, любимых авторах и героев первых лиц города и заезжих знаменитостей. В проекте принял участие мэр Тольятти Сергей Андреев, почти дюжина звезд от поэтессы Ах Астаховой до вокалистки группы IOWA. Рассказал о книгах и французский писатель Дидье Дюфрен. Видео доступны в интернете, а с начала года программа стала выходить на телеканале «СТС-Тольятти». «Тольятти – мой город! Интерактивный путеводитель для подростков» Подростки мало знают об истории и достопримечательностях городов, где живут. Об этом известно даже Фонду Михаила Прохорова, который профинансировал проект создания путеводителя для молодых горожан. Главная отличительная черта путеводителя – его создателями выступают такие же подростки. По сути, молодые люди делают этот проект для своих сверстников. Создатели путеводителя расскажут о достопримечательностях и сообщат свои истории, связанные с этими объектами. Позже вся собранная информация будет размещена на специальном сайте в сети и доступна для скачивания на мобильные устройства. «Коворкинг для родителей с детьми»

В прошлом году стартовала реализация совершенно нового для детских библиотек России проекта. В Тольятти открылся коворкинг «0+» для детей и их родителей. Идея проекта крайне проста: было создано общее пространство, где могли бы находиться читатели детской библиотеки и их родители. При этом каждый будет занят своим делом. Дети – читать или развлекаться в играть в специально отведенной и хорошо оборудованной зоне, а родители – работать и проводить встречи в отлично оснащенном коворкинге. Горожане отнеслись к проекту с интересом. На его территории проходят разнообразные занятия и мастер-классы. Вокруг пространства постепенно образуется своя тусовка. Появился даже клуб волонтеров, участники которого помогают с реализацией смежных проектов.

  Библиотека Автограда

Библиотека Автограда – особая точка роста на «культурной» карте Тольятти. Одна из крупнейших библиотек в регионе, учреждение, взявшее начало из профсоюзной библиотеки АВТОВАЗА и по сей день сохранившее связь с градообразующим предприятием. Современная библиотека – это место, объединяющее людей, информацию и практически безграничные коммуникативные возможности. Ежедневно Библиотеку Автограда посещают две тысячи читателей, половина из которых приходит в центральный офис, расположенный в культурно-деловом центре Автозаводского района Тольятти, в здании ДКИТ. Одна из самых актуальных задач современной библиотеки – успешное завоевание статуса «третьего места» — места досуга, личного интереса и выбора многотысячной аудитории горожан. Библиотека Автограда сохраняет традиции и внедряет новейшие проектные технологии, оставаясь общепризнанным литературным и культурным центром Тольятти и трансформируясь в новые многофункциональные площадки и пространства. Уютные библиотечные залы, большое выставочное пространство, удобные и «атмосферные» площадки для камерных творческих встреч и концертов, коммуникативные зоны и современные диалоговые площадки, место для интеллектуального и творческого досуга детей, лектории, пропитанная вдохновением Литературная гостиная, молодежный библиотечный центр развития «BIBL» — это лишь часть успешно реализуемых пространственных возможностей библиотеки. Кстати, современный и при этом сохраняющий совершенно самобытную атмосферу, интерьер сделал центральную Библиотеку Автограда оригинальным, узнаваемым и всегда интересным местом для фотосессий, свиданий и флэшмобов.

Перспективы библиотеки связаны с дальнейшим развитием своих информационных ресурсов и вхождением в единую систему электронных каталогов библиотек страны. Уже сегодня появляются новые возможности у пользователей портала Библиотеки Автограда: личный кабинет с возможностями он-лайн заказа и продления книг, виртуальные книжные выставки, он-лайн консультации и общение с профессиональными библиографами, доступ к уникальным краеведческим ресурсам, произведениям и изданиям местных авторов.

На последней странице нашего материала рассказываем о самых редких и ценных изданиях из фонда Библиотеки Автограда и расспрашиваем библиотекарей о том, какие книги читают они сами. Оказывается, в фондах Библиотеки Автограда хранятся книги, изданные еще до революции, а книжные предпочтения библиотекарей могут коренным образом отличаться от того, что они предлагают своим читателям. Вера Ухова, заведующая Центральной детской библиотекой им. А.С. Пушкина Расскажу о любимых книгах в моей семье. Это повести Ирины Токмаковой «Аля, Кляксич и буква А», «Может, нуль не виноват?», позитивные книги Гудрун Мебс про бабушку и Фридера, трогательная история Марии Парр «Вафельное сердце». С огромным удовольствием прочитала серию книг Крессиды Коуэлл «Как приручить дракона». А вот одноимённый мультфильм смотреть не стала — Иккинг и Беззубик в них совсем не похожи на тех, какими их я представляла, читая книгу. Моими последними прочитанными «взрослыми» книгами стали «Прислуга» Кэтрин Стокетт и «Великий Гэтсби» Фрэнсиса Скотта Фицджеральда.

Ольга Береснева, заведующая детской библиотекой №9, победитель профессионального конкурса «Детский библиотекарь-2015» Читаю книги преимущественно в электронном виде. Последняя прочитанная книга —    «Великолепная Гилли Хопкинс» Кэтрин Патерсон — история о «трудной» девочке, которая пытается обрести ощущение дома, несмотря на то, что её отправляют то к одним, то к другим приёмным родителям. Книги, которые оставили особое впечатление — повесть Рея Брэдбери «Винo из одуванчиков», «Бабье лето» Надежды Смирновой, «Дневник свекрови» Марии Метлицкой, «Девушка, которую ты покинул» Джорджо Моейс.

Руслан Ширинов, специалист организационно-методического отдела, руководитель мультстудии «Маяк» Раньше читал всё подряд и много. Русскую классику, битников, научную фантастику, странные романы. А теперь, когда работаю в библиотеке, как-то и не нахожу времени на такое разнообразие. Не скажу, что стал меньше читать, просто теперь я читаю постоянно, короткими статьями, обрывками, повестями, рассказами и реже целыми томами. За этот год успел прочитать Пелевина — «Чапаев и Пустота», несколько рассказов и повестей Антона Павловича, но больше, конечно, детскую литературу, в основном это скандинавские детские писатели. Ещё стал чаще заглядывать в комиксы. Есть планы на лето и осень — школьный курс математики, геометрии, русского и очень много времени собираюсь потратить на английский язык, а так же чисто мужицкую литературу — столярное дело.

Ольга Весова , главный библиотекарь детской библиотеки № 17 Научилась читать я в 5 лет и в последующие 50 лет читала всё — классику, детективы, фантастику, романы…Сейчас очень люблю читать детскую литературу — «Всё о медвежонке Паддингтоне» Майкла Бонда, «Дом П» и «Фонарик Лилька» Юлии Кузнецовой. Из «взрослой» литературы люблю «От Руси до России» Льва Гумилёва и роман «Я вижу солнце» Нодара Думбадзе.

Лариса Езипова, ведущий библиотекарь детской библиотеки № 9 Я обожаю составлять списки. У меня есть блокнот, в котором их сотни. Так вот, перечень любимых книг там тоже имеется (периодически пополняется). Естественно, не все прочитанные книги я включаю в этот список, а лишь те, которые шокировали, заставили рыдать или смеяться. «Клуб бездомных мечтателей» Лиз Мюррей попал в список совсем недавно! Эмоций от откровений уйма! Прочитав, окажетесь в шкуре бездомного человека, поймёте, что ваши проблемы — ничто! Книга Джо Джо Мойес «Один плюс один» — прекрасная! Советую всем девушкам и женщинам! Мамам точно понравится, проверено! Ну и Астрид Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок» является моей любимой с детства, обязательна для прочтения детям, всем! Я даже выписывала цитаты главной героини и зачитывала их сестре, и мы вместе хихикали!

 

 

Ссылка на первоисточник
наверх