Сезон катания на велосипедах уже смело можно считать открытым. В этой связи мы решили разузнать, где и как катаются горожане в Автограде, какие маршруты для велопоходов есть в окрестностях города и, как в Тольятти совмещают культурные мероприятия и велопрогулки.
О том, в каком состоянии сейчас находится местное велосообщество, сколько людей катается на велосипедах, как много в городе велопарковок и велопрокатов, мы поговорили с известной велоактивисткой, создательницей группы «ВелоТольятти» Натальей Козловской.
Из велосипедиста в велоактивистыЯ катаюсь на велосипеде я всю жизнь. Постепенно велопрогулки по парку и городу надоели, захотелось осваивать новые пространства и как-то «расти» — в километраже, в новых впечатлениях… А, не зная маршрутов, местности, без опыта ехать куда-то далеко за город было страшновато. Тогда я начала искать что-то дружески настроенное в интернете и обнаружила форум клуба «ВелоСамара», покаталась несколько раз с ними.
Стала искать что-то подобное тольяттинское и была разочарована — у нас в городе, оказывается, никто не занимался ни организацией велопоходов для новичков, ни городских покатушек. Было немного спортивного, немного походного, но не то. Тогда я поняла, что нужно брать дело в свои руки. А поскольку моему поколению соцсети типа «ВКонтакте» ближе и роднее, чем форумы, то создала группу и стала активно ее вести. Сейчас ей уже четыре года и она насчитывает 4000 участников.
О первом велосипеде
Первый велосипед был четырехколесный «Мишка». Потом — «Школьник». Потом — «Кама». Затем дико тяжелый и неуклюжий украинский «внедорожник», МТБ, как сейчас говорят. Затем я созрела для покупки нормального велосипеда, им стал GT Avalanche 1.0, на котором я проездила уже 10 лет и продолжаю ездить и сегодня.
А два года назад в мой велопарк добавился собранный под меня велосипед для быстрых однодневных поездок на карбоновой раме. По нашим подсчетам, основанным на опросах, не менее 10 тысяч человек в Тольятти активно катаются, более 30 тысяч — имеют велосипеды. О безопасных местах для катанияЕсли человек знает правила дорожного движения, то согласно ПДД он должен двигаться на велосипеде по автомобильной дороге. Это относится к людям старше 14 лет. Более юные велосипедисты должны ездить по тротуарам. Так вот, со знанием и выполнением ПДД езда по тольяттинским автодорогам вполне безопасна. Исключение составляют часы пик, оживленные кольца и участки дороги с совершенно убитым асфальтом. Например, лично для меня, безопаснее не проезжать в одиночку кольцо до второго или третьего съезда, а перейти пешком по пешеходному переходу. Также я не езжу, особенно в одиночку, через ГЭС или по М5. На ГЭС асфальт напоминает распаханное поле, а на М5 такие скорости и заносы у несущихся фур, что становится страшно.
Если же велосипедист не знает ПДД, неуверенно чувствует себя рядом с автомобилями, то ему лучше ехать по карману, дублеру, в крайнем случае, по тротуару. В крайнем случае — так как скорость велосипедиста значительно превышает скорость пешехода, и тут уже мы кажемся опасно несущимися мимо. Тольяттинское ГИБДД с пониманием относится к велосипедистам на тротуарах. Я не припомню случаев штрафа за такую езду.
О Тольятти, как лучшем городе для велосипедистов
Тольятти — город свежепостроенный. Если сравнивать его с Москвой, Самарой, Симферополем, Сочи — он просто создан для велосипедистов. Широкие дороги, широкие тротуары, благодаря последнему ремонту дорог — заниженные съезды с тротуаров, множество велопарковок и перил для пристегивания велосипеда. Я сама и многие мои знакомые с апреля по октябрь совершенно не пользуются общественным транспортом, или машиной для езды по городу — только велосипед. На работу, в магазин, в поликлинику, в банк — везде, как правило, есть возможность пристегнуть велосипед.
Тольятти гораздо удобнее для велосипедов, чем многие и многие города России.
По времени у меня проезд на велосипеде сопоставим со скоростью маршрутки: из Комсомольского района до Московского проспекта я доезжаю за 40 минут, только при этом не приходится сидеть в грязном тесном салоне и слушать хамские беседы водителей с пенсионерами. Конечно, хотелось бы велодорожки, завышенные тротуарные переходы через дорогу (а не тротуары, заниженные при пересечении автодороги), но будем смотреть в глаза российской реальности – в Тольятти это будет не скоро.
О велопарковках
В городе более 100 велопарковок, а также много их альтернативных вариантов — ограждения, перила… Ставить около своего заведения, кафе, организации велопарковку или нет – решение каждого конкретного директора. Надеюсь, он при этом учитывает, что тысячи велосипедистов из двух соседних кафе выберут то, у которого стоит велопарковка.
Об отсутствии в городе муниципальных велопрокатов
Если мы говорим о сети государственных велопрокатов, то это вопрос из серии, почему все налоги уходят в Москву. Потому что. И поэтому там можно тратить деньги на плитку, украшению города к новому году, новые фонтаны и — почему бы и нет — велопрокат. Также и Казань обзавелась своим городским велопрокатом лишь к Универсиаде, когда пошла мощная закачка федеральных денег. В Тольятти на это бюджетных денег банально нет. А частные велопрокаты существуют и успешно работают. Их список в есть в нашей группе.
О велоинфраструктуре, которой не хватает Тольятти
Крайне необходимо каким-то образом наладить обучение велосипедистов ПДД. Что это будет: школа для велосипедистов, клуб, которому будет помогать мэрия — не важно. А пока что люди покупают велосипед, выезжают на дорогу, и их сбивают. Оказывается, для велосипедистов тоже есть ПДД, но кто бы им сказал об этом…
Еще одна проблема — питьевая вода. Раньше в каждом парке были питьевые фонтанчики — сейчас даже колонки с питьевой водой в Центральном районе спиливают одну за другой. Про отсутствие сети общественных туалетов я уже молчу — это общая беда, не только велосипедистов.
Велоинфраструктура подразумевает также велодорожки (их в Тольятти аж одна и в ужасном состоянии), велопарковки — вроде бы в достатке, но чем больше, тем лучше, велополосы — есть одна, еще в режиме тестирования нарисовали в 2015 году по Московскому проспекту, она радует глаз припаркованными на ней автомобилями. На появление в ближайшие годы велодорожек и велополос я смотрю весьма пессимистично: пока у власти в Тольятти не появится сторонник велодвижения, ждать каких-то резких подвижек в этой сфере вряд ли придется.
Если в городе вы все уже изъездили вдоль и поперек, настала пора выбираться за его приделы. На следующей странице мы собрали список веломаршрутов для покатушек по самым живописным окрестностям. Даже если на велосипед вы сели совсем недавно, у нас есть для вас семь загородных маршрутов, которые вы вполне можете пролететь с ветерком. Есть и такие, где у веломаньяка затрясутся поджилки. Смотрите и отправляйтесь на природу.
«Ведьмино озеро» Протяженность маршрута: 40 км.
Особенность маршрута: пролегает через Жигулевскую ГЭС.
Велопутешествие для новичков. Менее чем в четырех десятках километров от Тольятти расположено красивейшее озеро заповедника Самарская Лука. Маршрут пролегает через Жигулевск. Путь по нему проложен таким образом, чтобы можно было увидеть все красоты города-спутника Тольятти. Стоит приготовиться к тому, что часть поездки пройдет по грунтовой дороге.
«Морквашинская набережная» Протяженность маршрута: 34 км.
Особенность маршрута: частично пролегает по трассе М5.
Приключение для велосипедистов с начальной подготовкой. Путь начинается в Тольятти, а заканчивается в Жигулевске на красивейшей набережной и главной достопримечательности маленького города – козла на горе.
Кольцо «Тольятти – Поволжский» Протяженность маршрута: 43 км.
Особенность маршрута: частично пролегает по грунтовой дороге
Небольшое путешествие для тех, кто хочет покататься недалеко от города. На пути только вы, поля и дорога. Можно совершить много ответвлений, заехать не туда и немного запутаться, однако, авторы уверяют, что окончательно потеряться на этом маршруте не выйдет.
«На Молодецкий курган» Протяженность маршрута: 60 км.
Особенность маршрута: пролегает через село Жигули
Чтобы увидеть высокие достопримечательности Самарской Луки – Молодецкий курган и Девью гору, придется проехать изрядное количество километров. Стоит запланировать такую поездку на один из выходных. Сочетание гор, полей и Волги действует на путешественников вдохновляюще.
«Усолье — Березовка» Протяженность маршрута: 27 км.
Особенность маршрута: можно поехать с детьми от 6 лет.
Легкий и неспешный маршрут для велопрогулки с посещением исторических и природных достопримечательностей. На пути лежат: развалины усадьбы графов Орловых, Чувашский бугор, гора Святелка. Заканчивается маршрут на пляже села Березовки, который, по праву, именуют «золотыми песками».
«Скалы Жигулевска» Протяженность маршрута: 26 км.
Особенность маршрута: велосипед придется иногда нести на себе.
Пусть вас не смущает короткая дистанция. На ней, действительно много приключений. Конечная точка – скалы Откола. На маршрут стоит отвести целый выходной день. Это не легкая велопрогулка. Такое путешествие требует определенного опыта езды на велосипеде. «На гору Шишка» Протяженность маршрута: 30 км.
Особенность маршрута: высокий уровень сложности.
Путешествие уровня сложности «веломаньяк». На такую велопрогулку точно не стоит отправляться в одиночестве. Конечной точкой является гора, на которую можно лезть только с любимым велосипедом в руках и никак иначе. Путь вниз также примечателен и полон сюрпризов. Авторы маршрута сообщают, что велосипеды можно оставить у подножия горы вместе с одним из членов группы, но так будет неинтересно.
Подготовлено по материалам RADOMIRKKA
Для тех, кто хочет катаясь на велосипеде, узнать больше об истории города и края, энтузиасты из сообщества «ВелоТольятти» проводят экскурсии. О них подробнее на следующей странице. А также бонус — интерактивная карта, на которой обозначено буквально все, что нужно знать обладателю велосипеда. В Тольятти все достаточно сложно с туристической привлекательностью, но это только на первый взгляд. Местные велосипедисты углубленно изучили историю Тольятти и его окрестностей и теперь проводят велоэкскурсии. При этом все события бесплатны для участников. Читаем о том, какими маршрутами катают и просвещают в Тольятти и окрестностях.
Экскурсия по Автозаводскому району Организованная колонна велосипедистов за несколько часов проезжает 20 километров и узнает многое об истории района от профессионального экскурсовода. Участникам экскурсии расскажут о том, почему строительство автозавода началось именно в нашем городе, почему Тольятти долгое время считался городом-эталоном. Отдельная часть экскурсии посвящена рассказу об особенностях местной архитектуры, которая разительно отличает Тольятти от всех остальных населенных пунктов нашей страны. Кроме того, в программе заявлено и посещение музея АВТОВАЗа, где можно увидеть автомобили-миллионники и модели, так и не ставшие серийными.
На поиски Волжской Атлантиды Как всем известно, во время строительства Волжской ГЭС, старый Ставрополь-на-Волге был полностью затоплен, а новый город стали строить на высоком волжском берегу. На новое место из старого города перенесли совсем немного построек, имевших историческую ценность. Велосипедистам можно будет посмотреть их буквально все. Экскурсия занимает от четырех до пяти часов и начинается от первого тольяттинского кинотеатра Буревестник. Маршрут пролегает через Портпоселок, а заканчивается у памятника основателю старого Ставрополя Василию Татищеву. Протяженность экскурсионного маршрута все те же два десятка километров, а к участию в экскурсии допускаются только лица, достигшие четырнадцатилетнего возраста. Такое возрастное ограничение навязано правилами ПДД.
В Комсомольск и на Шлюзовой Некоторые до сих пор считают эти район и микрорайон отдельными населенными пунктами, другие горожане ни разу не бывали в этих краях. Между тем экскурсионный маршрут по Комсомольскому району и микрорайону Шлюзовой обещает быть крайне интересным. Начнем с того, что экскурсовод расскажет, кто такие были Ульяна Громова и Лиза Чайкина, в честь которых в Комсомольске названы улицы. Кое-кто о них так ничего и не знает. Также будут показаны останки «Архипелага ГУЛАГ», которые, оказывается, есть и в Тольятти. Отдельно экскурсовод остановится на том, кто и почему решил выстроить рабочий поселок Шлюзовой в дворцовом стиле, и зачем это было нужно. Четырехчасовая велопрогулка способна развенчать многие ваши мифы о Тольятти.
Жигулевск и окрестности О тольяттинском городе-спутнике мы знаем совсем немного: мало жителей, ГЭС, цементный завод, гора с козлом на набережной. Оказывается, первые упоминания о Жигулевске были еще в девятом веке. Во время экскурсии велосипедистам расскажут о древних промыслах, которыми зарабатывали на жизнь жители здешних мест, проведут на гору, на которую по легенде когда-то взобрался сам Петр I. Будет подробный рассказ и о строительстве гидроэлектростанции, а также неспешная прогулка по улицам города. Жигулевск немыслим без заповедника Самарская Лука. Поэтому организаторы привозят группу к дому-музею Лисы и вольерному комплексу с дикими животными.
Более подробно об экскурсиях можно узнать в группе «ВелоТольятти». Когда только начинаешь кататься по городу, в голове сразу возникает много вопросов. Где оставить велосипед, сходить в туалет, набрать воды, где могут срочно отремонтировать двухколесного друга, если с ним вдруг что-то случилось, или, где взять велосипед в прокат, если ремонт затягивается, или велосипеда попросту нет. На все эти вопросы тольяттинские велоактивисты ответили интерактивной картой, которую мы приводим ниже.